НЕЗАВИСИМОЕ ИЗДАНИЕ О ЛЮДЯХ, КУЛЬТУРЕ И ВДОХНОВЕНИИ

18+

ПАРАФРАЗ © 2017

  • Facebook - White Circle
  • Zen_logo
  • Vkontakte - Белый круг
  • Telegram_Messenger_edited
  • RSS - White Circle

История музыки: Майкл Джексон

Его песни занимали первые строчки хит-парадов, альбомы распродавались миллионными тиражами, видеоклипы поражали воображение и способствовали развитию музыкального телевидения, а танцы зажигали в людях желание двигаться вместе с ним. Разбираем нелёгкий творческий путь короля поп-музыки — Майкла Джексона.

 

 


Жизнь Майкла Джексона с детства была связана с музыкой. Уже в пять лет он выступал на Рождественских концертах перед одноклассниками — первой была песня «Climb Every Mountain». В шесть лет, вместе с Марлоном (старший брат певца — прим. авт.) вступил в The Jacksons — группу, созданную тремя братьями: Джеки, Тито и Джермейном. Сначала он состоял в ней как музыкант-дублёр, а позже стал бэк-вокалистом и танцором. В восемь лет Майкл стал основным вокалистом вместе с Джеймерин, а группа была переименована в The Jackson 5. С 1966 по 1968 год они активно гастролировали по Среднему Западу, выступая в клубах, известных как chitlin circuit (собрание концертных площадок на Среднем Западе, поспособствовавших коммерческому и культурному признанию афроамериканских артистов — прим. авт.). В 1966 они выиграли местный конкурс талантов, исполнив хиты студии Motown Records и «I Got You» Джеймса Брауна. Уже в 1970-м их синглы заняли первую строчку Billboard Hot 100 и группа вышла на общенациональный уровень. Майклу доставались главные сольные партии, и он заметно выделялся на сцене необычной манерой танца и поведением, которое перенимал у афроамериканских рок-н-ролл и R'n'B-исполнителей того времени, например, Джеймса Брауна и Джеки Уилсона.
 

 

С 1972 по 1975, пока популярность семейного проекта падала, Майкл записал и выпустил четыре сольных альбома. И также в этот период выходили его успешные синглы, как, например, баллада, посвящённая домашней крысе, «Ben», занимавшая в 1972 году первые места в чартах.
 

В 1978 году Джексон принимал участие в съёмках экранизации мюзикла «Виз» по сказке Баумана «Удивительный волшебник из Страны Оз». Там он познакомился с Куинси Джонсом, который впоследствии станет продюсером самых известных альбомов Майкла.


«Off the Wall» — пятый студийный альбом, но первый в сотрудничестве с Джонсом, вышел в августе 1979. В альбоме есть треки в стиле диско — «Workin' Day and Night» и «Get on the Floor», джазовая композиция «I Can’t Help It», поп-баллады — «She’s Out of My Life» и «It’s the Falling in Love», и также треки с использованием стилей фанк, соул и софт-рок. Именно с этим альбомом Майкл Джексон получил всемирную известность и первую статуэтку Грэмми. Альбом привлёк внимание критиков и таких популярных изданий как Rolling Stone.

«…альбом, подаривший нам этого удивительно талантливого артиста, которого можно с полным правом назвать ярчайшей звездой. Это был фантастический альбом, который нашёл способ изменить стиль диско. Этот альбом — безусловный прорыв» 
— Стивен Томас Элевайн

Rolling Stone включил «Off the Wall» в список «500 лучших альбомов всех времён и народов» и поставил его на 68 место, а Национальная Ассоциация Звукозаписи отдала ему 80 строчку в рейтинге «200 самых значимых музыкальных альбомов всех времён и народов». В 2008 году он был включён в «Зал славы Грэмми».
 

 

На рубеже 1970—1980 годов на музыкальном рынке был заметён спад, однако Джексон вновь собрал команду, создавшую предыдущий альбом, и начал работу над новым. Диско теряло популярность, поэтому было решено идти в сторону попа и рока с элементами ритм-н-блюз и фанка. По словам Майкла, он хотел создать альбом, в котором каждая песня бы сражала слушателя наповал, как «Щелкунчик» Чайковского. И в ноябре 1983 года вышел «Thriller», ставший самым продаваемым альбомом в мире, и до сих пор не потерял этот статус.


Несмотря на сложившиеся ранее отношения между Джексоном и Джонсом, работа над этим альбомом была напряжённой. Демоверсия композиции «Billie Jean» не пришлась по вкусу продюсеру, его не устраивало долгое вступление и звучание баса, однако Джексон требовал её попадания на пластику, поэтому длительность трека была сокращена вдвое. Идея для «Beat It» была подана Джонсом — он хотел, чтобы на альбоме было что-то в жанре рок, похожее на «My Sharona» The Knack, и он считал эту песню ключевой. К слову, звучание соло-гитары в песне — заслуга Эдди Ван Халена из рок-группы Van Halen. Ну, а титульная песня не сразу получила название «Thriller», до этого рассматривались варианты «Starlight» («Звёздный свет») и «Midnight Man» («Полуночник»). Когда работа над всем трек-листом была завершена, Куинси и Майклу не понравилось то, что получилось, и за две недели они полностью переработали эти девять песен.

«Пульс Америки и большей части остального мира нерегулярен, он бьётся то в жёстком ритме «Billie Jean», то под асфальтовую арию «Beat It», то в такт наводящей ужас «Thriller»»
— Time


В 1983 году на шоу, посвящённом 25-летию студии Motown, исполняя «Billie Jean», Майкл впервые продемонстрировал свою лунную походку.


В 1984 году альбом забрал 8 статуэток Грэмми, восемь American Music Awards, Special Award of Merit и три MTV Video Music Awards. Больше двух лет он держался в Billboard 200. Уже в XXI в. «Thriller» вошёл в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии Rolling Stone, заняв 20 место, а также получив 3 номер в «200 значимых альбомов» от Национальной Ассоциации Продаж Записей. В 2008 году альбом внесён в Зал славы Грэмми и сохранён в Национальном Реестре Записей в Библиотеке Конгресса. 
 

 

14-минутный видеоклип «Thriller», выпущенный в феврале 1984 года, задал новые стандарты музыкального видео и способствовал становлению музыкального телевидения, появившегося с запуском MTV.
 

Уже на этом этапе своего творческого пути Джексон оказывает поддержку организации, помогающей людям преодолеть зависимость от алкоголя и наркотиков, и получает президентскую награду. Весь свой доход с Victory Tour в 1984 году, проведённом братьями Джексонами, Майкл жертвует на благотворительность. После этого он покинул группу.


В 1984-м Джексон записал дуэт с Полом Маккартни, их композиция «Say Say Say» заняла верхние строчки американских чартов. В этот период были сделаны и пробные записи с Фредди Меркьюри, но из-за занятости обоих выпустить полноценный трек не получилось.
 

 

7 марта 1985 года вышел сингл «We Are the World», написанный Майклом и Лайонелом Ричи. В записи этой песни участвовало 45 артистов, объединившихся в супергруппу USA for Africa. Текст призывает объединиться для помощи голодающим в странах Африки, а музыка исполнена в стилистике поп и госпел (жанр духовной музыки — прим. авт.). Видеоклип был собран из кадров, сделанных во время записи, а деньги с продажи сингла были направлены на гуманитарную помощь.
 

 

В этот же период начались перемены во внешности Джексона — в 1984 году, снимаясь в рекламе Pepsi, он получил ожоги кожи головы, потому что задержался рядом с пиротехническими устройствами по просьбе режиссёра. Это спровоцировало развитию витилиго — болезни, нарушающей пигментацию кожи — вынуждая Джексона наносить усиленный грим и избегать солнечного света. После восстановления повреждённой кожи и волос, Майкл решился на операцию подбородка и носа. А также он перешёл на вегетарианскую диету и сильно похудел, а из-за непрекращающихся болей постоянно принимал обезболивающие препараты и выглядел нездорово. В качестве компенсации со стороны компании Pepsi по решению самого Майкла было открыто детское ожоговое отделение его имени.
 

 

В 1985 году певец в своей домашней студии записывал демоверсии треков для будущего альбома. После он отправил их на Westlake Recording Studios, где совместно с Куинси Джонсом и звукорежиссёром Брюсом Свиденом что-то дорабатывал, а что-то отвергал. Из написанных 62 песен планировалось издать 33, но Куинси отговорил Майкла от этой затеи. Отношения между певцом и продюсером стали ещё более напряжёнными в процессе отбора песен для финального трек-листа — рассматривали не только то, что было написано Джексоном, но и несколько демо, написанных Джонсом. Была собрана отдельная команда, целью которой было написать четыре «сражающих наповал» песни, две из них в итоге вошли на альбом — «Man in the Mirror», выдержанная в стиле госпела, и «Just Good Friends». Остальные же девять треков были авторства Джексона. 


«Bad» вышел в сентябре 1987 года. Фанк с элементами хип-хопа в титульной композиции, роковая «Dirty Diana», выбивающая джазовая «Liberian Girl», ритм-н-блюзовая «Another Part of Me» — на пластинке драйвовые треки сменяются более мелодичными, завершая всё гангстерским «Smooth Criminal» и поп-роковой просьбой оставить музыканта в покое — «Leave Me Alone».

«Певец предстал в новой пластинке более творческим, вдохновлённым, идущим в ногу со временем»
— Carlos Primo, El País

«Bad» дебютировал на верхних строчках Billboard 200 и UK Album Chart. Пять отдельно вышедших синглов возглавили Billboard Hot 100, установив рекорд по количеству треков с одного альбома, занявших первое место в хит-параде. За первую неделю после выхода было продано 350 тысяч экземпляров.


Титул «король поп-музыки» закрепился за Джексоном после речи актрисы Элизабет Тейлор на вручении Soul Train Music Award, в которой она назвала Майкла настоящим королём поп- рок- и соул-музыки.


 

 

Особого внимания заслуживает видеоклип к песне «Bad». На текст певца вдохновила история об убийстве темнокожего ребёнка полицейским в Гарлеме. С этим случаем перекликается и сюжет короткометражного фильма, послужившего визуальным сопровождением к треку, снятого Мартином Скорсезе. Однако на музыкальных каналах используется версия длительностью в четыре минуты. В этом видео Джексон начинал использовать сексуальные образы и хореографию, которые впоследствии будут помогать его последователями в подражании артисту. 
 

 

Параллельно с альбомом велась работа над фильмом «Лунная походка». В картине рассказывается история, основанная на песне «Smooth Criminal», где Майкл — гангстер, защищающий детей от мистера Бига, желающего приучить людей к наркотикам. Художественные сцены разбавлены записями с концертов в рамках Bad World Tour и видеоклипами.
 

 

После выпуска «Bad» Майкл Джексон вернулся в свою домашнюю студию, записывая новые демо и экспериментируя со звукоинженерами. Контракт с Куинси Джонсом был завершён и Майкл сам стал продюсером готовящейся пластинки. Звучание новых треков было вдохновлено Тедди Райли, который в своём творчестве совместил соул, фанк и хип-хоп, положив тем самым начало новому жанру нью-джек-свинг. Как и прежде, треки писал не только Джексон, к этому процессу были подключены и Эл Эй Рид, и Бэбифейс, и Брайнан Лоран, но когда отбирался материал ничего из этого не вошло в альбом. Хотя, к примеру, «Slave to the Rhythm» позже была переработана и вошла в посмертный «Xscape».


Пластинка под названием «Dangerous» вышла в ноябре 1991 года. Несмотря на заметное влияние Райли и нью-джек-свинга, в песнях можно услышать и нехарактерное для жанра звучание, например, динамичные и чёткие биты, а также использовался битбокс, скэт (имитация музыкального инструмента голосом — прим. авт.) и щелчки пальцами. В некоторых треках можно обнаружить уже знакомые элементы госпела, ритм-н-блюза и поп-рока.

«Джексон легко адаптировался к новому жанру: он звучит фанковее, чем Guy, его тексты острее, чем у Бобби Брауна»
— Pitchfork

Альбом считается самым продаваемым после «Thriller». Сингл «Black or White» продержался на первой строчке Billboard Hot 100 на протяжении семи недель, став самым успешным со времён «Billie Jean». Сама пластинка, синглы и видеоклипы получили такие награды, как Грэмми, Billboard Music Awards, Japan Gold Disc Awards, American Music Awards, Soul Train Music Awards, BMI Awards и некоторые другие. Хотя критиками отмечается, что в своё время альбом всё же был недооценён, учитывая, какой рисковый шаг предпринял Джексон, выпустив его.
 

 

Следующим этапом в творчестве стал HIStory. Релиз альбома «HIStory: Past, Present and Future Book I» состоялся летом 1995 года и был выпущен в двухдисковом издании, первый — сборник лучших хитов Майкла, ставших значимыми для развития популярной музыки, а на втором новые треки. Под знакомые и полюбившиеся ритмы фанка, блюза, рока, попа, ритм-н-блюза, хип-хопа и индастриала, Джексон затрагивает в своих текстах социальные проблемы: давление СМИ через «Sream» и «Tabloid Junkie», американские ценности и идеологию в «They Don’t Care About Us» и «2Bad», одиночество в «Stranger in Moscow», вопросы экологии в «Earth Song», и материализма в «Money». Есть и баллада о его потерянном детстве — «Childhood», кавер на «Come Together» The Beatles и трибьют Чарли Чаплину с его самой любимой песней «Smile».

«HIStory — это портрет Майкла Джексона как исполнителя, автора песен, продюсера, гуманиста, человека, создающего эту музыку»
— Эндрю Ли, Renownedforsound

Альбом получил награды Bravo Otto Awards и Dansk Grammy. Видеоклип «Scream» получил статуэтку Грэмми и победил в трёх номинациях от MTV Video Music Awards, сингл «You Are Not Alone» был отмечен специальной наградой за дебют на первой строчке Hot 100 от Billboard Music Awards, а «Earth Song» выиграл музыкальную награду Дорис Дэй в Genesis Awards.
 

 

В 1996 году вышел короткометражный фильм под названием «Призраки Майкла Джексона». Предпосылкой для появления стало желание использовать ещё не вышедшую в начале 90-х «Is It Scary» в кинокартине «Семейные ценности Адамсов» — так появилась идея снять жуткий видеоклип. Когда была отснята 6-минутная версия и начался постпродакшн, Джексон обратился со своими идеями к Стивену Кингу и писатель согласился стать сценаристом такой необычной работы. Была разработана первоначальная концепция, а после размолвок между лейблом певца и Paramount (в результате которых песня не прозвучала в «Адамсах»), проект был заморожен на три года и возобновился в 1995-м. Мик Гаррет, режиссёр первоначальной версии, оказался в этот момент занят, но порекомендовал Майклу связаться со Стэном Уинстоном, известным по работе со спецэффектами. И «жуткий видеоклип» превратился в 35-минутный ролик с использованием CGI и трёх композиций Джексона: «2Bad», «Is It Scary» и «Ghosts».
 

Работа получила Bob Fosse Awards в 1997 году в номинации «Лучшая танцевальная постановка в музыкальном видео».
 

 

Альбом 1997 года «Blood on the Dance Floor: HIStory in the Mix» — ремиксы на треки из HIStory и пять неизданных композиций, в том числе и те, что звучали в «Призраках». 

«Эти песни (первые пять) показывают, что Джексон оказался на полпути к очень интересному концептуальному альбому»
— Нил Штраусс, New York Times

Альбом возглавил общеевропейский European Top 100 Albums, а также некоторые европейские чарты. Изданный отдельно титульный сингл занял верхние строчки хит-парадов Великобритании и Новой Зеландии, и получил золотую сертификацию в Германии и Австралии. Несмотря на относительную неудачу по продажам и чартам в Северной Америке, пластинка стала самым продаваемым альбомом ремиксов в мире (6 миллионов экземпляров).
 

 

«Invincible» стал последним студийным альбомом, выпущенным при жизни певца. Он посвящён 15-летнему афро-норвежскому мальчику по имени Беньямин Хермансен, который был убит группой неонацистов в Осло в 2001 году. В послании Майкл писал, что «нужно судить человека не по цвету кожи». Агрессивные песни смешаны с четырьмя балладами — «You Are My Life», «Butterflies», «Don't Walk Away» и «Cry», поп и соул разбавлены r’n’b.

«По ощущениям, это сборник его чуть менее грандиозных хитов»
— Дэвид Браун, Entertainment Weekly

Пластинка заняла первое место в чартах одиннадцати стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии, Франции и Швейцарии. Несмотря на не самые положительные отзывы критиков — они высоко оценили музыку, но вот тексты и исполнение Джексона вызвали вопросы — «Invincible» стал самым продаваемым альбомом за 2001 год, хотя на фоне других работ артиста показатели были низкими. В 2009 году Billboard признали его лучшим альбомом десятилетия.
 

 

В 2004 году был выпущен «Michael Jackson: The Ultimate Collection», сборник из 5 дисков, в который вошло 57 треков с разных альбомов Джексона, а также 13 невыпущенных ранее песен.


Летом 2008 года Sony BMG запустили масштабную акцию: в более чем двадцати странах среди жителей проводилось голосование на любимые песни Майкла Джексона. На выбор было представлено 122 трека, после чего, по результатам этого опроса, в каждой из этих стран был выпущен эксклюзивный сборник.
 

 

В 2009 году Майкл объявил о последней серии концертов под названием «This Is It Tour», которые должны были пройти в Лондоне. На пресс-конференции в O2 Arena, где и должны были пройти выступления, Джексон объявил, что на этом его музыкальная карьера будет закончена, о чём говорило и название «Вот и всё». В сет-лист вошли хитовые треки со всех сольных альбомов певца. В подготовке участвовали модельер Кристиан Одижье, хореограф Кенни Ортега и бодибилдер Лу Ферриньо. Грядущие концерты вызвали такой большой ажиотаж, что вместо десяти запланированных, их количество увеличилось до пятидесяти.


25 июня, за три недели до начала выступлений, Майкл Джексон умер от передозировки пропофолом.
 

 

Во время репетиций прощального тура велась видеосъёмка, благодаря чему, после смерти певца вышел полнометражный документальный фильм «Вот и всё».
 

Студией Sony был заключён контракт с семьёй Джексона на выпуск четырёх посмертных альбомов. Первый вышел уже в 2010 году под названием «Michael», в него вошли песни, не издававшиеся ранее. Некоторые из них должны были исполниться в рамках «This Is It Tour». Половину альбома составляют дуэты. В 2011 вышел «Immortal» с ремиксами на лучшие хиты и стал саундтреком к шоу Цирка Лю Солей «Michael Jackson: The Immortal World Tour». Второй посмертный альбом «Xscape» вышел в 2014 году. Одним из треков стал дуэт с Джастином Тимберлейком, «Love Never Felt So Good», на которую был снят клип, где использовались вставки из музыкальных видео Майкла.
 

 

После несчастного случая на съёмках Pepsi, Джексона постоянно мучила боль и ему приходилось принимать препараты, чтобы притупить её. Из-за витилиго его кожа постепенно стала бледной, и Майкл сильно переживал это, так как очень ценил то, что он афроамериканец.
 

На протяжении всей карьеры Джексона не утихали слухи и скандалы в СМИ. Причём некоторые он подбрасывал сам, например, фотография с открытия детского ожогового центра, где он «спит» в барокамере, с заявлением, что прикупит себе такую домой.


Но самыми громкими скандалами стали обвинения в растлении малолетних. Первое заявление и судебное разбирательство пришлось на 1993 год. С началом второй части тура в поддержку альбома «Dangerous» было выдвинуто обвинение от отца предполагаемой жертвы Эвана Чандлера. Следствие и непрекращающаяся шумиха в СМИ оказывали на певца давление, у него возникли проблемы со здоровьем и пришлось отменить выступления. Доказательств преступления не было найдено и обвинения были сняты. Новая волна обвинений прошла в 2003 году — процесс вновь затянулся и доставил певцу немало проблем, но не привели ни к чему, кроме снятия обвинений.


С начала сольной карьеры СМИ не давали Джексону спокойно вздохнуть, из-за чего он не раз отдалялся от светской жизни, уединяясь в своём доме или ранчо «Неверленд». Пристальное внимание журналистов и их переход за рамки дозволенного в поиске скандальной или разоблачающей новости становились темой для провокационных песен Майкла.

 

 

Майкл Джексон не был заложником одного жанра и не боялся экспериментировать с музыкой, в текстах он поднимал волновавшие его темы. Для 80-х и 90-х большие бюджеты на съёмку клипа для многих были не разумной тратой, но не для Майкла. Он вкладывал в видео не меньше, чем в музыку, задавая высокий стандарт для MTV и будущих музыкальных каналов. Он был одним из первых, кто стал организовывать мировые гастроли, а его шоу всегда были на высоте.
 

Он стал вдохновителем для многих современных певцов и танцоров. Usher, Крис Браун, Джастин Тимберлейк, Бруно Марс и Джейсон Деруло в начале карьеры подражали стилю и поведению певца на сцене. Для Канье Уэста, The Weekend, Эми Уайнхаус, Джей Ло, Джастина Бибера, Бейонсе, Мадонны — Майкл Джексон был и остаётся эталоном того, каким должен быть настоящий артист.


Вклад Майкла Джексона в современную поп-музыку нельзя недооценивать. И хотя его уже десять лет нет с нами, его творчество продолжает влюблять в себя новых фанатов, не заставших эру короля.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload