НЕЗАВИСИМОЕ ИЗДАНИЕ О ЛЮДЯХ, КУЛЬТУРЕ И ВДОХНОВЕНИИ

18+

ПАРАФРАЗ © 2017

  • Facebook - White Circle
  • Zen_logo
  • Vkontakte - Белый круг
  • Telegram_Messenger_edited
  • RSS - White Circle

UncleShurik: «Уверен, что творчество убивает, опустошает и требует эмоциональных затрат»

19.12.2018

Александр Чернов, больше известный в мире бутьюба как дядя Шурик — один из старичков книжного YouTube. В интервью «Парафраз» Александр рассказал, почему блогеры используют кликбейт, какие книги не попадут на канал UncleShurik и что в будущем ждёт видеблогеров.

 

 

У тебя довольно скандальная репутация в мире буктьюба. Почему ты выбрал такой формат — снимать о сомнительных произведениях?


Есть литературные критики — это люди с образованием, профессионалы. YouTube — другая территория. Здесь контент создаётся обычными людьми и, по большей части, он развлекательный. Я не считаю, что от меня требуется сделать полуторачасовой анализ прочитанного произведения — не мой это формат. Я отдаю себе отчёт в том, что я не специалист.
 

Какие книги ты не станешь обозревать?
 

Хвалить то, что я считаю плохим, например, эзотерику и псевдонаучную литературу — это для меня табу. Ну, в какой-то мере ещё и политика. Но вообще, я просто стараюсь развлекать и не ставлю перед собой задачу просвещения. Хотя, иногда я рассказываю о книгах, которые, в массе своей никому не нужны, но это важно для меня и для маленького процента моей аудитории. Я, например, постоянно пиарю Мо Яня — это не даст рост каналу, не даст денег. 
 

 

Ты делаешь обзоры на заказ?
 

Я и не скрываю, постоянно об этом рассказываю, чтобы люди приходили и заказывали (смеётся). У меня есть прайс, в котором написано, что моё мнение в любом случае останется честным и я скажу всё, что думаю.
 

На самом деле, и негативный обзор продаёт книгу, потому что всем понятно — это всего лишь мнение одного человека. Я скажу: «Это подростковая фигня!», а есть среди моей аудитории те, например, кто сейчас ищет что-то такое — и они это купят. 
 

Но продавать мнение — это никуда не годится. Хотя, это всё легко говорить, пока не предложили каких-то огромных денег.
 

Огромные — это сколько?
 

Не хочу говорить о каких-то нереальных деньгах, типа миллиона долларов. Но, думаю, если бы мне предложили 100 тысяч рублей, то я, скорее всего, согласился бы. А вообще, я сейчас отказываюсь чаще, чем раньше. Когда я только приехал в Москву: надо было есть, платить за квартиру — это многое решало. Но мнение, прошу внести в протокол (смеётся), я не продавал ни разу. 
 

Мне не раз предлагали встроить рекламу, где девушка идёт к банкомату снимать деньги, которые она якобы выиграла в казино и подобные этому ролики, но это однозначное табу.
 

В этом, кстати, проблема. На телевидении за рекламу отвечают люди, а на YouTube никто ни за что, по факту, не отвечает. Именно поэтому я один из немногих людей, кто за цензуру. Конечно, я имею в виду всякие пирамиды и не сторонник того, что было в Советском Союзе, но нужна какая-то ответственность. 
 

А как ты относишься к возрастному цензу к книгам?
 

Я считаю, что есть книги, которые не стоит читать до определённого возраста. Но это не про систему, которая сейчас у нас введена. Дикость, когда ты не можешь ещё читать Шолохова, но в это же время спокойно найдёшь порно.
 

Как давно YouTube является твоим основным заработком?
 

С момента, когда я ушёл из Life.ru и переехал в Москву. Но это очень нестабильный заработок. При этом, непосредственная реклама на канале — это не основной доход. Другие каналы, издательства и книжные магазины — контакты, которые появились благодаря буктьюбу — дают бо́льшую часть моего дохода. Мой канал, в этом плане, скорее играет на руку — меня знают в этих кругах и обращаются. 
 

 

Я бы хотел, чтобы только мой канал приносил деньги, которые меня бы устроили. Все в выигрыше — контента больше, а я бы занимался тем, чем хотел. У меня был период, когда я думал, что буктьюб — это ниша, а чтобы зарабатывать надо снимать скандалы, интриги, расследования. Но сейчас я верю в то, что у этого есть будущее. 
 

Сколько может быть заработок у блогера на YouTube?
 

Я не буду конкретизировать свои заработки, но с 50 тысячами подписчиков можно спокойно зарабатывать около 30 тысяч рублей. А если напрягаться и перешагивать периодически через совесть, то можно получать 100 тысяч и больше. 
 

Когда у тебя есть канал, ты сам себе сценарист, монтажёр, режиссёр и продажник — вот от последнего и зависит твой заработок. Если ты умеешь себя продавать, то и деньги будут. Самое тяжёлое, что у тебя нет начальника. Бывает наберёшь проектов и хватаешься за голову — когда всё это сделать?
 

Если бы за ближайший год не было ни одного рекламного предложения. Ты бы начал делать ролики не о книгах?
 

Конечно. А может и вообще бы перестал снимать видео. 
 

Ты вводил на канале премиум-подписку. Что из этого вышло?
 

Это были голодные времена, когда я только приехал в Москву и пока не стал богатым и успешным (смеётся). И я решил делать отдельный контент для тех, кто платит. Я тогда собрал немного людей и снял некоторую часть роликов, они до сих пор доступны для них — их больше никто не увидит. Но это был провал. А главное, что мне как автору было тяжело — я хотел делиться контентом, а там было чуть меньше ста человек, и могли посмотреть это только они. 
 

 

Вообще, я украл эту идею у блогера, обозревающего «Warhammer 40,000». Сама эта игра — недешёвое развлечение, там люди привыкли платить. И по сути, у него нет конкурентов, потому что эту информацию людям больше негде получить. Для того чтобы делать что-то подобное, у тебя должен быть уникальный контент, а буктьюб — это априори не эксклюзивно. К тому же у тебя должна быть аудитория, готовая за это платить. 
 

В моём случае это просуществовало несколько месяцев. Я понял, что никогда больше такого делать не буду.
 

Известная в узких кругах группа во ВКонтакте «Подслушано Книгоблогеры» часто публикует посты о тебе, которые вызывают бурные обсуждения. Как ты относишься к хейту?
 

В комментариях к моим видео негатива гораздо больше. Вначале, когда блогер с таким сталкивается — очень тяжело. Тебе пишут что-то по типу «Умри!», и ты расстраиваешься, а потом тебе всё равно. Но это накапливается. 
 

Главное не начать отвечать людям, потому что ты поймёшь потом — какой фигнёй я занимаюсь. Но от этого так просто не абстрагироваться, негатив давит. А ведь в рамках буктьюба хейта гораздо меньше, чем в целом на YouTube.
 

Почему на YouTube даже книжные блогеры часто используют кликбейт?
 

У меня есть два обзора на Сорокина. Один называется «Сорокин и его "Метель"» — 12 тысяч просмотров, а второй — «Ужасная книга» и там уже 35 тысяч.
 

К сожалению, нам приходится привлекать подписчиков разными способами. Но с другой стороны, ты можешь такими методами привлечь людей и рассказать им про хорошую книгу. Я такого не чураюсь. 
 

 

Плохо заходят обзоры на малопопулярные книги. Поэтому такие ролики я делаю просто, чтобы поддержать интерес, потому что мне самому нравится. 
 

Планируешь ли ты написать книгу, как многие твои коллеги?
 

Конечно! Я открыл в себе потрясающую способность — во всём, что касается гуманитарных наук, я могу после длительных тренировок добиться абсолютно среднего результата. Я могу средне снимать видео, писать очень средние стихи, так и с книгой. 
 

Правда, в этом есть подвох. Если ты веришь в то, что делаешь — то и все в это верят, а мне всегда кажется что я сделал какую-то муру. 
 

И что ты планируешь написать?
 

Скорее всего, стихи. Если ты умеешь хороши читать стихотворения — это полдела. Сейчас вот изучаю много поэзии — вдохновляюсь. 
 

Единственное, многие поэты рано умерли, а я не хочу. Уверен, что творчество убивает, опустошает и требует эмоциональных затрат. Поэты, писатели — многие закончили жизнь самоубийством. А блогеры живы — значит никакого творчества. Я не поверю в то, что блогеры творят, пока один из них не покончит с собой.
 

 

Я на предпоследнем нон-фикшене (Международная выставка интеллектуальной литературы — прим. ред.) познакомился с девочкой. Недавно выпустили две её книги. Так вот, прежде чем её заметили, она написала 27 книг. Да, это подростковая литература, но какая работоспособность. 
 

Кого ты смотришь на YouTube?
 

Я мало смотрю — Хованского и BadComedian. Хотя, я считаю, второй скатился — прошло время, когда это было смешно.
 

Бывало, что ты смотрел кого-то, а в жизни человек тебя разочаровал?
 

Было наоборот, скорее. Мне были не очень интересны некоторые блогеры, а потом я с ними познакомился и они оказались прикольными. 
 

О чём разговаривают буктьюберы, когда встречаются?
 

Сейчас люди встречаются и начинают обсуждать какие-то деньги, какие-то сплетни, а хотелось бы, чтобы обсуждались идеи. Нам всем не хватает какой-то мысли, мы ничего не несём. Я сейчас об этом усердно думаю, потому что мне очень не хватает какого-то комьюнити. 
 

Мы не говорим о книгах, когда встречаемся — почему? Мы же читаем, по сути, живём книгами. Это грустно. 
 

Я хочу рассказывать о чём-то контркультурном. Есть множество маленьких издательств, крутые локальные магазины — мне хочется этим делиться. 
 

Как ты видишь развитие видеоблогерства? 
 

Произойдёт сращивание телевидения и интернета — мы уже сейчас это видим. Тот же Дудь, «Дружко Шоу» — это всё телеформаты. И блогеры тоже стремятся на телевидение, например, Соболев. 
 

 

К сожалению, будет больше политики, её и сейчас уже много — это плохо, люди которые в этом не разбираются становятся лидерами мнения, при этом, не очень понимая что происходят. 
 

Ты готов быть блогером в 50 или даже 70 лет?
 

Да. Сейчас YouTube воспринимается как что-то молодёжное и модное, но я надеюсь, что аудитория площадки расширится. Конечно, если этого не произойдёт — то я уйду. Но думаю, что это будет аналог телевидения, куда сможет прийти человек любого возраста и разных интересов. 
 

Какая книга больше всего на тебя повлияла?
 

Это абсолютно банально, почти как «Мастер и Маргарита», но книга, которая заставила меня всё пересмотреть — это «Преступление и наказание». Считается, что лучшее произведение у Достоевского это «Братья Карамазовы», но «Преступление» меня изменило.
 

Есть книга, которую ты не прочтёшь ни за какие деньги?
 

Любую прочту, причём бесплатно.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload