НЕЗАВИСИМОЕ ИЗДАНИЕ О ЛЮДЯХ, КУЛЬТУРЕ И ВДОХНОВЕНИИ

18+

ПАРАФРАЗ © 2017

  • Facebook - White Circle
  • Zen_logo
  • Vkontakte - Белый круг
  • Telegram_Messenger_edited
  • RSS - White Circle

«Мам, не хочу на работу!»: синдром Питера Пэна или что такое современная инфантильность

Инфантильность современного поколения зачастую воспринимается либо как массовое психическое расстройство, либо как новый образ жизни с лозунгом «Нужно стараться жить для себя, здесь и сейчас». Нужно ли бороться с процветающей инфантильностью и что в ней такого плохого? «Парафраз» выяснил в чём закономерность этого явления и какие симптомы проявляются у инфантила.

 

 

Разница поколений всегда будет остро чувствоваться в обществе, вызывая взаимное недовольство. Часто от старшего поколения можно услышать «А вот я в твои годы уже...» и детей родил, и дерево посадил, и дом построил. Подобные сентенции приобретают характер цикличности, вызывая на этой почве комплексы неполноценности и ещё большее желание уйти в детство, где всё было просто и без упрёков. 
 

Если инфантильность не подразумевает в себе психических расстройств, то часто относящийся к ней синдром Питера Пэна — да. Синдром диагностируют у кидалтов (англ. kid — дитя и adult — взрослый) — людей, напрочь отказывающихся взрослеть. В основном эти люди ведут типичный образ жизни, за исключением непредсказуемой эмоциональной реакции и проблемы с социализацией — редко находят общий язык со сверстниками и с трудом адаптируются в рабочем коллективе. Кидалты не способны брать на себя какую-либо ответственность, видя в ней потенциальную угрозу, от которой нужно как можно скорее сбежать в мир иллюзий и мнимого благополучия. 
 

Как и многие психические расстройства, синдром Питера Пэна берёт своё начало из детства, в котором один неверно сделанный шаг в воспитании может привести к необратимым последствиям и травмам на всю жизнь. Основной причиной такого надлома служит чрезмерная гиперопека со стороны родителей, усложняющая процесс социализации ребёнка и препятствующая его самостоятельности. Полная интеграция родителей в его личную жизнь приводит к дальнейшей неприспособленности к окружающему социуму и сложностям в принятии решений. 


На фоне давления со стороны старшего поколения и зависимостей, позволяющих инфантилу откладывать процесс взросления, желание индивида задержаться в нежном возрасте в современном обществе активно растёт. 
 

София Еникеева — коуч, психолог, директор по развитию направления HR; директор по персоналу:
 

«Основные черта инфантила — неумение и нежелание брать ответственность за свою жизнь. У него отсутствует желание думать о завтрашнем дне, о последствиях принятых решений, об упущенном времени, а также вреде деструктивных привычек. Инфантила характеризует вера в то, что придут родители и всё уладят — попросят директора исправить двойку, заплатят за институт, пристроят на работу.
 

В отличие от инфантила, взрослый человек принял правду о том, что он сам несёт ответственность за свою жизнь, а значит за выбор, который совершает каждый день. Напиться с горя или пережить грусть и найти решение, проиграть деньги в казино в надежде на лёгкий выигрыш или искать себе высокооплачиваемую работу, смотреть порно или быть в искренних отношениях с любимым человеком.
 

Инфантил не способен сделать выбор, из-за чего часто подвергается различным зависимостям, которые делают его заложником той или иной ситуации. Благодаря этому у него развивается поведение жертвы — он осознаёт наносимый себе вред, но у него не хватает сил перестать злоупотреблять. Он переносит ответственность за свою жизнь на деструктивные хобби, которые с развитием игровой индустрии и интернета далеко ушли за пределы алкоголизма и наркомании.
 

Самые известные из них: физические упражнения, азартные игры, сетевые игры, танорексия (навязчивая потребность в загаре — прим. авт.), шопинг, трудоголизм, пластические операции и косметические процедуры, любовь и сексуальная одержимость, порно, интернет, телевидение, переедание.
 

Вред от увеличения числа доступных видов зависимостей очевиден, ведь из-за этого число асоциальных людей растёт. Вместо ухаживания за девушкой — просмотр порно, вместо дружеских отношений — лайки в социальных сетях, вместо рабочих амбиций — игра в онлайн-казино, вместо принятия себя и укрепления самооценки — пластическая хирургия и так далее.
 

Основные признаки инфантилизма:

  • Низкая толерантность к фрустрации, то есть неразвитость волевой сферы.

  • Зависимость от чужой оценки. Соответственно, неразвитость образа себя.

  • Страх ответственности и, соответственно, убегание от неё в мир зависимостей.

  • Стыд, вина и как следствие лёгкие способы нивелирования этих чувств с помощью, например, химических средств.

  • Отрицание реальности, в которой страшно, тяжело и больно жить. Отсюда уход в мифологическое пространство игр, наркотиков, алкоголя, порно или мучительных любовных привязанностей.


Взрослый человек, в свою очередь, осознаёт, что в мире бывает больно, грустно, тревожно и что не все мечты сбываются. Он не бежит от этой мысли, пытаясь уменьшить боль лёгкими средствами, учитывает последствия от своих поступков и готов предпринимать волевые усилия для того, чтобы перетерпеть грусть и сублимировать её в творческую активность. А значит, он не идёт против биологически заложенных в нас систем удовлетворения и может получать радость не с помощью зависимого поведения и ухода в детство, а посредством достижения целей и решения сложных задач. Его не пугает ответственность за себя и других, потому что он научился преодолевать препятствия и идти дальше к своей цели без невыносимых чувств вины и стыда. Только в его силах изменить свою жизнь в любой момент, сделав выбор».


Когда речь заходит об инфантильности, сразу же всплывает относящийся к ней отказ от ответственности. Говоря об этом, нужно разграничивать страх взять на себя ответственность и реальное нежелание человека совершить какое-либо действие, требующее определённых обязательств либо не входящих в его ближайшие планы на жизнь, либо несоответствующих его идеологии. К примеру, человека, не желающего иметь детей по определению многие считают инфантилом. Как говорилось ранее, зрелый человек отличается от инфантила тем, что он способен принимать решения и ручаться за них. Если 20–30 лет назад рождение ребёнка было логичным завершением длительных отношений и активно пропагандировалось в обществе как стандарт здоровой и благополучной модели семьи, то в XXI веке люди стали осознаннее подходить к этому вопросу, больше задумываясь о последствиях и своих возможностях. Поперёк установки «Я хочу ребёнка» становится вопрос «Что я смогу ему дать для физического и духовного развития?». 

 

Предотвращение развития инфантильности среди молодого поколения возможно на ранних этапах, позволяющих заложить в неокрепшие умы такие понятия, как ответственность и организованность. Вместе с этим борьба с уже имеющейся инфантильностью схожа с барахтаньем утопающего в открытом море — такая же бессмысленная и отчаянная. Если человек на ранних этапах не научился плавать, то паника, охватывающая его при соприкосновении с водой, автоматически будет тянуть его ко дну. Только практика и отслеживание причинно-следственных связей, а также готовность отвечать за свои поступки и слова могут способствовать личностному росту индивида и улучшению его социальных навыков.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload