НЕЗАВИСИМОЕ ИЗДАНИЕ О ЛЮДЯХ, КУЛЬТУРЕ И ВДОХНОВЕНИИ

18+

ПАРАФРАЗ © 2017

  • Facebook - White Circle
  • Zen_logo
  • Vkontakte - Белый круг
  • Telegram_Messenger_edited
  • RSS - White Circle

История футуризма: в литературе, искусстве и музыке

Период с 1909 по 1916 считается рассветом футуризма — нового направления в искусстве, отразившего культ технического прогресса. Оно стало единственным авангардным течением, зародившимся в Италии. Разбираемся, что же такое футуризм и откуда он взялся.

 

 

Итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти грезил будущим. Однажды он написал манифест, в котором отдавал дань молодости, скорости, машинам, заводам — всему тому, что ассоциировалось у него с прогрессом. Этот документ стал основным у будущих футуристов — противников классического искусства. 
 

Некоторые положения манифеста:

  • Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия!

  • Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах.

  • Мы говорим: наш прекрасный мир стал ещё прекраснее — теперь в нём есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рёв похож на пулемётную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская.

  • Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живём уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость.

  • Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие Идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин!

  • Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рёв толпы; пёструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун.

  • Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище.

У Маринетти было очень много сторонников среди писателей, архитекторов, дизайнеров, композиторов и художников — Боччони, Северини, Балла, Карра, Руссоло. Все эти люди верили в век машин так же искренне, как и он. Будущего человека они видели равноценным «сверхчеловеку» Ницше — всемогущего, эгоистичного и неподвластного никаким авторитетам. 
 

«Динамизм пса на поводке» Джакомо Балла

 

С 1909 по 1916 было написано около 50 манифестов, из них самыми известными стали «Манифест художников-футуристов» и «Технический манифест футуристической живописи». Люди призывали искать новые методы изображения динамики движения в искусстве. В своих произведениях художники стали изображали энергию и скорость с помощью повторяющихся штрихов, прерывистых размытых форм — на это их вдохновил принцип фотографирования и рентгеновское излучение. Объекты у них могли изображаться с разных сторон, фрагментарно. В картинах преобладали зигзаги, конусы и спирали. 
 

Большое влияние на художников-футуристов оказали неоимпрессионисты Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк — от них они переняли манеру письма раздельными мазками. Динамизм обычно передавали с помощью деформации пространства. Художники стремились в своих картинах показать в движении даже шумы, запахи и освещение. Больше всего они любили изображать толпу, скорость и город. А писатели-футуристы предпочитали концентрироваться на автомобилях, поездах и электричестве.
 

Писателям импонировало экспериментировать с формой стихосложения. Им нравилось изобретать новые слова, использовать язык документа и афиш. Поэтам было дозволено придерживаться собственной орфографии, скорости и ритма. Чтобы разрушить устоявшиеся литературные традиции, поэты придумывали новые приёмы — использовать математические символы, коллажи, звукоподражание. Например, под фразой «Бум, бум... тарарх» в стихотворении читатель должен был разглядеть разрыв снаряда, а в «пик, пик, пик» — полет ласточки над полем. 
 

«Танец Пан Пан в Монико» Джино Северини

 

Среди писателей можно отметить поэта Коррадо Говони, который свои ранние стихи писал в свободном стиле, усложняя их с помощью ритмического рисунка и рифмовки. Наиболее известные его сборники — «Электрические стихи» и «Разрежённость и слова на свободе». 
 

Итальянские футуристы были очень разносторонними творческими людьми. Например, Умберто Боччони, был не только художником, но и скульптором. С помощью своих работ он также пытался «произвести революцию» в искусстве — вместо того, чтобы и дальше просто лепить из глины, он стал экспериментировать с материалами. Начал использовать стекло, дерево, конский волос, одежду и лампочки. Без сомнений, он стал предвестником поп-арта. 
 

Художник и музыкант Луиджи Руссоло тоже внёс свою лепту в культуру того времени. Он создал музыку, основанную на звуках машин — бруитизм. По его мнению, шум был единственным явлением современной музыки, согласующимся с принципами футуризма. Но его открытие не произвело особого впечатления на публику. 
 

«Беспорядки» Умберто Боччони

 

До Первой мировой войны «верящие в силу прогресса» воспевали насилие и жестокость. С каждых сторон доносилось «Война — это единственная гигиена мира!». Но как только Италия вступила в войну в 1915 году — футуристы лишились своих оптимистических иллюзий. С 1916-го футуризм постепенно начинал сходить на нет, а в 1944, после смерти Маринетти, исчез полностью.

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Please reload