• Олеся Червякова

История музыки: Виктор Цой


Рок-музыкант с нордическим характером, несостоявшийся художник, резчик по дереву — это лишь немногие амплуа Виктора Цоя. Собрали факты из биографии музыканта, ставшего легендой.

Несостоявшийся художник

С самого детства у Виктора Цоя была тяга к творчеству: лепил фигурки из пластилина, любил рисовать. Всегда был тихим и застенчивым, и с годами его характер так и не поменялся. После школы Виктор поступил в художественное училище имени Серова, куда было довольно непросто попасть. Однако продержался там недолго: увлёкшись музыкой, он перестал уделять внимание учёбе, и его оттуда выгнали.

«Во многом это была и моя вина, потому что я не могу сказать, что отличался особой успеваемостью, так как в то время увлёкся музыкой. Поскольку это для меня было уже совсем неинтересно, то совершенно закономерно — если б меня и не выгнали, я бы сам ушёл» — рассказывал Цой.

Чуть позже Цой поступил в СПТУ № 61 на специальность резчика по дереву. Это было ещё одно увлечение Виктора. У всех его друзей имелись сувениры — японские фигурки нэцкэ. Было время, когда Виктор даже работал резчиком по дереву в парке «Тихий отдых» и вырезал там фигуру «Грустного льва».

Начало творческого пути

Ещё в художественной школе Виктор Цой завёл знакомство с Максимом Пашковым, который на тот момент хорошо играл на гитаре. Вместе они создали группу под названием «Палата №6», где Виктору досталась роль бас-гитариста.

«Рок — нет, это не хобби. Ни в коем случае. Это образ жизни. Не знаю, может быть, мне завтра всё это надоест, и я займусь чем-нибудь другим, но сегодня это то, ради чего, собственно, я готов пожертвовать практически всем».

О первых шагах группы «Палата №6» Максим Пашков рассказывал: «Сам я лет с семи на гитаре играю. Я с первого класса начал осваивать инструмент. А лет в двенадцать у меня просто бзик появился. Мне тогда отец давал слушать Элвиса Пресли, Beatles, Джонни Холлидея и настолько это меня зацепило, что я даже начал какие-то песни на английском языке писать, на этом мы с Витькой и сошлись. Лет в тринадцать мы начали играть. Сначала не получалось, потому что он совсем ещё не умел, и мне приходилось все показывать. Название возникло, когда мы стали постарше и определили свой стиль. К тому времени мы уже хорошо знали хард-рок, и кумиром нашим была группа Black Sabbat».

В конце 70-х ребята познакомились с Андреем Пановым — известным в узких кругах под прозвищем «Свинья». Квартира Панова была центром андеграундной жизни. Вспоминая о своём знакомстве с «Палатой №6», он рассказывал: «Сколько-то времени мы прожили одной семьёй, потому что все были бездельники. Цоя и других из Серовки (художественное училище имени Серова — прим. авт.) выгнали <…>. В Серовке две группы было — одна «Голубые монстры», а другая — «Палата №6». Максим сам там не учился, а приходил туда играть. Пока он не поступил в институт, мы встречались каждый день».

Компания очень любила выбираться за город. Там они обычно распивали портвейн, устраивали различные хулиганско-панковские импровизации и пугали других отдыхающих. Вообще, ребята любили эпатировать публику: как-то раз они нашли мёртвую утку и решили взять её домой, чтобы испугать друга — их розыгрыш расстроили водители. Бдительные мужчины решили, что они намеренно убили птицу и пригрозили хулиганам, что вызовут полицию.

Друг Цоя — Алексей Рыбин — рассказывал, как они частенько покупали с друзьями пиво в ларьке и выливали друг другу на головы, повергая дрожащих от похмелья, мужиков в шок: «Никто нас не бил за это, потому что они не могли даже пошевелиться, они были парализованы этим зрелищем». Цой со «Свиньёй» любили покупать шарики в киосках, наполнять их окурками и спускать к соседям. В те времена каждый развлекался, как мог.

Отщепенцы из «Гарин и Гиперболоиды»

Группа «Палата № 6» распалась в 1980 г. С того времени Цой начинает сочинять песни сам. Его мечтой всегда была покупка нормальной гитары. Однажды его родители уехали на юг и оставили Виктору 90 рублей — на эти деньги он и приобрёл свою мечту.

«Родители уехали на юг, оставили Цою девяносто рублей. У него была мечта — двенадцатиструнная гитара. Он побежал и тут же её купил, а на сдачу, поскольку голодный, у парка Победы купил беляшей. И, значит, натощак их навернул» — описал этот день Андрей Панов.

Как-то у ребят было прослушивание в рок-клубе, где они сыграли «Бездельник 1», «Бездельник 2», «Мои друзья», «Восьмиклассница» и «Битник». Один из членов комиссии Татьяна Иванова на это сказала: «Ну, и что ты хочешь сказать своими песнями? Какова идея твоего творчества? Что за бездельник? Это очень хорошо? И остановки только у пивных ларьков — это что, все теперь должны пьянствовать? Ты это хочешь сказать? А что за музыка у вас? Это, извините меня, какие-то подворотни...». Но в итоге её убедили и группу, которая тогда называлась «Гарин и Гиперболоиды» приняли в клуб.

В марте 1981 Цой исполнил песню «Мои друзья» в ресторане «Трюм». Композиция произвела огромное впечатление на Артемия Троицкого, который впоследствии будет говорить всем своим знакомым, что «Та молодая шпана сотрёт вас всех с лица земли». Говорили, что в тот вечер Гребенщиков также присутствовал в ресторане, но песня на него никакого впечатления не произвела. Уже возвращаясь с одного из своих квартирников в Петергофе, он услышит в электричке хвалёного музыканта и поразится его таланту.

Образ поезда как изюминка альбома «45»

В альбоме «45» появляется характерный для песен группы образ поезда. «Я вчера слишком поздно лёг, сегодня рано встал, я вчера слишком поздно лёг, я почти не спал. Мне, наверно, с утра нужно было пойти к врачу, а теперь электричка везёт меня туда, куда я не хочу», — положение героя в песне «Электричка» безнадёжно. Он пассивен, происходящее совершается без его желания. Поезд у Цоя — символ прогресса цивилизации, которая, не заботясь о личных желаниях своего «подчинённого», везёт его в новую жизнь.

«Первый альбом, который предшествовал нашему концертному выступлению, назывался «45». Назывался он так потому, что по времени звучания он длился 45 минут в первоначальной версии, с песней «Асфальт». Потом мне показалось, что это неудачная песня, мы её убрали оттуда, а название оставили» — рассказывал Цой.

В этом же году музыканты захотели сменить название группы. Перебрав множество вариантов, они, пришли к «Кино».

Три года кардинальных изменений

В 1982 вместе с изменениями в творческом плане меняется и личная жизнь Цоя. На вечеринке он встречает девушку Марьяну.

«Это было пятого марта... Цой вошёл — подбородок вперёд, уже тогда, и говорит: "Меня зовут Витя". Потом, естественно, все напились, начался полный бардак, все сидели друг у друга на ушах, и тут мне что-то не понравилось. "У-у, какой щенок — Витя его зовут!". И я ему взяла и написала губной помадой чуть ли не на физиономии свой телефон. С этого и началось. Цой начал звонить мне домой, я тоже начала ему звонить...» — вспоминала Марьяна.

По своей природе Виктор никогда не был пробивным человеком — робкий, спокойный, все время погружённый в своё творчество. Марьяна же наоборот — деловая, решительная, пробивная . В группе она занимала должность гримёра и костюмера, а также взяла на себя ответственность за судьбу «Кино». Она стала неким соратником, с которым Виктору было легко найти общий язык — они всегда были на одной волне. Впоследствии она станет его женой и родит ему единственного сына Сашу.

В 1983 состав группы изменился — из неё ушёл Рыбин и появился Каспарян, которого сам Алексей когда-то и привёл в гости. Надо сказать, что в тот момент Виктор был не очень рад решению друга привести в его квартиру совсем незнакомого человека.

«Цой как-то сказал мне, что в одной группе не должно быть двух лидеров» — пояснял свой уход из коллектива Алексей Рыбин.

В этом же году солисту «Кино» пришла злополучная повестка из армии. В те времена ходили слухи, что парней с восточной внешностью зачастую отправляли в Афганистан. Цою такая перспектива не нравилась, поэтому он решил «откосить» — расцарапал себе руки и тем самым «выписал себе проходку» в психбольницу.

«Цой терпеть не мог крови. Для него порез на пальце уже был трагедией. Он же гитарист был... В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой от смущения розовый, на руках он себе нацарапал слегка так... И все же его забрали» — рассказывал Юрий Каспарян.

В память о своём жутком заточении он потом напишет песню «Транквилизатор».

В 1984 году случаются более позитивные события. Сначала свадьба Виктора и Марьяны, затем выпуск первого электрического альбома группы — «Начальник Камчатки». В этом альбоме не обошлось без образа из альбома «45» — в песне «Прогулка романтика» появляется поезд, но уже метрополитена: «Я проснулся в метро, когда там тушили свет, меня разбудил человек в красной шапке, это кольцо, и обратного поезда нет, но это не станет помехой». Для героя кольцо — это замкнутый круг, тупик, из которого нет выхода к свету. Подземный мир схож с миром смерти, но поэт иронически относится к нему, говоря, что «обратного поезда нет, но это не станет помехой».

Ещё одним достижением 1984 года стало выступление на питерском рок-фестивале с песней «Безъядерная война» — с этого события начался звёздный путь Виктора Цоя.

Певец-кочегар

В 1985 у Марьяны и Виктора рождается сын Саша. В это же время выходит очередной альбом группы — «Это не любовь». Одна из песен — «Саша» — посвящена сыну Цоя.

Юрий Гаспарян говорил: «Первый альбом, который я без зазрения совести мог показывать, давать послушать, потому что предыдущие очень уж экспериментальные были».

В 1986 году вышел следующий альбом — «Ночь». В этом же году, чтобы не сесть в тюрьму по статье за тунеядство, Цой устроился кочегаром в котельную на улице Блохина.

«Работа, как таковая, натуральная. Ты реально видишь плоды труда, у тебя нет никаких начальников. Ты кидаешь уголь в топку и людям, которые живут наверху, тепло от этого. Это все сразу видно» — говорил Виктор.

Кочегарка стала своеобразным авангардным клубом, где периодически проводились концерты. Именно этому месту Виктор Цой посвятил свою песню «Камчатка».

На сегодняшний день «Камчатка» — это музей, клуб-кафе, в котором еженедельно проходят концерты начинающих коллективов. Ежегодно ко дню рождения Виктора Цоя там проводятся музыкальные фестивали.

Последние годы жизни Цоя

В 1987–1988 годах вышли фильмы «Асса» и «Игла» с участием Виктора Цоя. По словам режиссёра Рашида Нугманова, интерес людей к фильму «Игла» был настолько велик, что они в день премьеры пробирались в кинотеатр по вентиляционным шахтам.

На съёмках «Ассы» Цой познакомился с Натальей Разлоговой, с которой впоследствии проживёт до самой смерти. Именно она, как никто другой, понимала «явление» Цоя, видела, что он больше, чем обычный человек.

Вернувшись со съёмок «Ассы», Цой признался Марьяне в том, что полюбил другую женщину, но уйти от неё он так и не решился. Последние три года певец разрывался между двумя женщинами.

Два культовых фильма, вышедший в 1988 году альбом «Группа Крови» с новым гимном молодёжи «Перемен» — все это произвело фурор, и Цой стал популярен на всю страну. Через год вышло ещё два новых альбома — «Последний герой» и «Звезда по имени Солнце». 24 июня 1990 года в Лужниках состоялся последний концерт группы «Кино» на котором присутствовало около 70 тысяч зрителей.

15 августа 1990 года. Автомобиль, мчащийся со скоростью 130 км/ч, влетел в автобус и отлетел в сторону на 18 метров. По основной версии протокола водитель «Москвича» уснул за рулём, он скончался на месте. Это был Виктор Цой.

#Кино #музыка #историямузыки #культура #люди #личность

  • Facebook - White Circle
  • Zen_logo
  • Vkontakte - Белый круг
  • Telegram_Messenger_edited
  • RSS - White Circle

18+

ПАРАФРАЗ © 2017 - 2020

НЕЗАВИСИМОЕ ИЗДАНИЕ О ЛЮДЯХ, КУЛЬТУРЕ И ВДОХНОВЕНИИ

Кино. Культура. Интервью. Люди. Музыка. Искусство. Литература. Эмиграция. Путешествия. Фотография.