- Регина Глинщикова
Блокада, революция и памятники: 8 книг о Петербурге
Величественный город, как и полагается звезде большого масштаба — герой сотен сюжетов, сценариев и композиций. Борясь с соблазном сделать этот материал бесконечным, собрали лучшие книги о Петербурге: от пронзительных блокадных дневников ленинградцев до бесценных фотографий Карла Буллы.

«Петербург» Андрея Белого
Говоря о Петербурге, как о герое художественного произведения, сложно не вспомнить «Петербург» Андрея Белого. Владимир Набоков считал его лучшим романом ХХ века после «Улисса» Джеймса Джойса. Действие происходит во время революции 1905 года и основано на событиях из жизни самого Белого.
«Мой "Петербург" есть в сущности зафиксированная мгновенно жизнь подсознательная людей, сознанием оторванных от своей стихийности; кто сознательно не вживётся в мир стихийности, того сознание разорвётся в стихийном, почему-либо выступившем из берегов сознательности; подлинное местодействие романа — душа некоего не данного в романе лица, переутомлённого мозговою работой; а действующие лица — мысленные формы, так сказать, недоплывшие до порога сознания» — говорил автор о своём произведении.
Роман был признан современниками потрясающим примером прозы русского символизма. Евгений Замятин писал: «В романе царский Петербург показан Белым как город, уже обречённый на гибель, но ещё прекрасный предсмертной, призрачной красотой. В этой книге, лучшей из всего, написанного Белым, Петербург впервые после Гоголя и Достоевского нашёл своего настоящего художника».
Цитата: «Петербургская улица осенью проницает весь организм: леденит костный мозг и щекочет дрогнувший позвоночник; но как скоро с неё попадёшь ты в тёплое помещение, петербургская улица в жилах течёт лихорадкой»
«Петербург. Застывшие мгновения» Наталии Гречук
Великолепное в своей полноте исследование города, основанное на редких фотографиях и документах, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. Снимки снабжены интересными рассказами, материал для которых автор разыскала в петербургских газетах и журналах вековой давности.
Автор большинства снимков, используемых в книге, Карл Булла — человек, тщательно документировавший жизнь города, о которой теперь мы читаем в книгах. Чиновники, кадеты, семейные застолья, публичные библиотеки, сады и многолюдные улицы — ускользающие мгновения, которые собираются по крупицам, чтобы не только собрать, но и почувствовать образ города до трагических событий ХХ века, когда он и его жители изменились навсегда.
Цитата: «Вот петербургские модницы, а вот обитатели ночлежек. Это — городовой, градоначальник, гимназист. А тут — трамвайчик на невском льду и швейцар в банном вестибюле. И Летний сад, Мариинский театр, мосты, петербургские речки»
«На берегах Невы» Ирины Одоевцевой
Знаменитая ученица Николая Гумилёва — Ирина Одоевцева — писала прозу и мемуары. Но широкую известность ей принесла именно книга «На берегах Невы», которая в конце восьмидесятых годов вышла в СССР огромным тиражом — 150 тысяч экземпляров.
Искусно и ярко автор воссоздаёт в своей книге литературный, музыкальный и художественный Петроград во время Октябрьского переворота и в послереволюционные годы. На страницах мемуаров она знакомит нас с Осипом Мандельштамом, Андреем Белым, Александром Блоком, Анной Ахматовой и другими поэтами и писателями. Тогда эти мемуары прозвучали как откровение, но и спустя несколько десятков лет истории Одоевцевой читаются и ощущаются также многоцветно и неповторимо.
«Я пишу не из эгоистического желания снова окунуться в те трагические, страшные и прекрасные, несмотря на все ужасы, первые революционные годы. Я пишу не о себе и не для себя, а о тех, кого мне было дано узнать "на берегах Невы". Я пишу о них и для них. О себе я стараюсь говорить как можно меньше и лишь то, что, так или иначе, связано с ними. Я одна из последних, видевшая и слышавшая их, я только живая память о них» — писала автор о своей книге воспоминаний.
«Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича
Даниил Гранин называл 900 дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Эта книга, впервые опубликованная в 1984 году — повествование о городе и его борьбе, основанное на живых свидетельствах блокадников.
Интервью с очевидцами, документы, письма — делают её подлинным и ярким свидетельством блокадных лет. В «Блокадную книгу» также включена глава «Ленинградское дело», рассказывающая уже о послевоенной расправе над городом. Издание содержит блокадные фотографии и документы из архивов города и фонда Даниила Гранина.
В 2009 году по книге Гранина и Адамовича был снят фильм «Читаем блокадную книгу», режиссёром выступил Александр Сокуров.
Цитата: «Человек способен на многое, на очень многое, но как это горько, что жизнь снова и снова требует от него немыслимых жертв»
«Душа Петербурга» Николая Анциферова
Анциферов писал книгу о городе, как о человеке, постранично вылепливая его неповторимые черты. «Душа Петербурга» — подробное и написанное с большой любовью исследование образа Петербурга в литературе. Книга снабжена большим количеством цитат о городе из произведений Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока. В неё также включены менее известные высказывания Жуковского, Ломоносова, Сумарокова, Державина и других.
Анциферов вкрадчиво следит за изменениями поколений в отношении к Петербургу. Он предстаёт не только летописцем, но и защитником своего города, предсказывая ему очерёдное возрождение после всех бед начала ХХ века.
Цитата: «Петербург любили или ненавидели, но равнодушными не оставались»
Сборник рассказов «В Питере жить»
В сборнике — бестселлере, вышедшем в редакции Елены Шубиной, целый калейдоскоп авторов: Андрей Аствацатуров, Борис Гребенщиков, Андрей Битов, Михаил Пиотровский, Михаил Шемякин, Александр Городницкий и другие известные и всеми любимые петербуржцы. Они рассказывают о любимых маршрутах и маршрутках, дворах-колодцах и дворцах Растрелли, Васильевском острове, Московском проспекте и платформе Ржевка, исчезнувшем в небытии Введенском канале и «жёлтом паре петербургской зимы».
Нежные и грустные, с юмором и иронией — каждый читатель, без сомнения, найдёт здесь историю о великом городе, которая придётся ему по душе. Книга иллюстрирована акварелями Лизы Штормит и рисунками Виктора Тихомирова, а на переплёте — офорт Михаила Шемякина.
Цитата: «Если драгоценное чувство живой жизни притупилось, надо ехать в Питер в октябре. Если повезёт, а почти всегда везёт, — уедешь оттуда полуживой»
«Говорит Ленинград» Ольги Берггольц
Книга поэтессы и журналистки Ольги Берггольц составлена из её радиовыступлений в годы Великой Отечественной войны. Заметки о жизни блокадного Ленинграда и днях, когда война подходила к концу, оставляя измученный город жить.
Берггольц вспоминала: «На улицах Ленинграда люди уже падали с ног от голода. Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение. И сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полумёртвого ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это — "тарелка" радио. Отсюда, из этого чёрного круга на стене, доходили до человека людские голоса. Даже если радио не говорило, а только стучал метроном — и это означало, что город жив, что его сердце бьётся».
Цитата: «Вы понимаете, вот эта гостиница, тепло, свет — это всё отлично, и работы у меня много, но как я тоскую о Ленинграде. Вы понимаете? Ведь там — жизнь… Я не могу яснее выразиться. И голод и смерть, но такая жизнь!»
«Повести каменных горожан» Бориса Алмазова
Издание с большим количеством иллюстрацией знакомит с полноправными жителями Петербурга: каменными памятниками разных видов и размеров. Книгу можно использовать как путеводитель, и следуя за рассказом автора, рассматривать на стенах города то, что не всегда видно с первого взгляда: маски и маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас — прим. авт.), богов, невероятное разнообразие птиц, зверей и растений.
Автор, историк и искусствовед, подробно объясняет значение символов, вплетённых в архитектуру города.
Цитата: «Основа информации — сообщение. Это может быть слово, а может быть зрительный и любой другой образ. Существует похожий термин — послание. Например, памятник. Он не разговаривает, а информацию мы получаем. Причём получаем в том объёме, в каком нам позволяет её получать наш культурный и образовательный уровень»
#Петербург #чтопочитать #литература #культура #АндрейБелый #Аствацатуров #Гребенщиков